ЗОДЧЕСТВО 2022
Тема: "ОТРАЖЕНИЕ"

«Зодчество 2022»: отражение эпох

Впервые в деловой программе международного фестиваля Зодчество организована секция по храмовой архитектуре. Интереснейшие доклады, дискуссия, которые, как оказалось, лишь немного затронули такие важные пласты как храмовое сознание, логика построения смысловых и функциональных матриц храмов и комплексов, их интеграция в среду, творческие поиски, искренность художника в работе над интерьерами, храм как космос и космос как храм, фрактальные структуры, сакральная геометрия, сегодняшний злободневный фон, социальные процессы и значение образа храма в этом, а также множество других вопросов. Три часа пролетели мгновенно, что говорит о том, что такие симпозиумы нужны, востребованы и в этом направлении будет продолжаться работа. Спасибо большое докладчикам Дмитрию Борунову, прот. Андрею Юревичу, Кириллу Яковлеву, Михаилу Мамошину, диак. Роману Муравьеву, Валентину Борисенко, Анне Верди, Дмитрию Остроумову, а также всем пришедшим!
секция: храмовая архитектура

Все конкурсные проекты

Симпозиум «Храмы и сакральные пространства. Современные решения и Традиция»

Организаторы симпозиума: Совет по храмовой архитектуре САР, Гильдия храмоздателей, мастерская «Прохрам».

Храм всегда отражает культуру, вбирающую в себя синтез искусств и духовность, выраженную на языке символа. Это та среда, которая хранит в себе вековые традиции, культурные коды и устоявшиеся образы религиозного искусства. В то же время, эта среда постоянно взаимодействует с человеком и призвана говорить с ним на понятном ему сегодня языке. Храм – не только дом Божий, но и сакральное, отчасти рекреационное пространство, задающее, как камертон, настройку сознанию, чувствам, питая душу человека добром, любовью, вдохновением, очищая его. Архитектор, художник привносит лучшие плоды творчества в создание такого пространства, культовое сооружение становится образом культуры того или иного места, времени, вбирая в себя парадигмы смыслообразующих религиозных убеждений людей. Со временем образ храма также диктует будущим поколениям ценностные ориентиры, образы вечного, духовного. Здесь соединяется материя и дух.

Сегодня проектируется множество культовых сооружений, но говорят ли они с человеком на доступном ему языке, создается ли в них комфортная среда, питающая душу, возможно ли в них просто прийти посидеть и подумать, прийти к более осознанному возвышенному состоянию, работают ли они как полноценные комплексы, ориентированные на социум со всеми необходимыми функциональными зонами, интересен ли их образ, является ли он плодом подлинного искусства, или он представляет собой набор архитектурных и иконографических цитат прошлого?... Каков вообще вектор развития храмовой архитектуры? Эти и другие смежные вопросы предлагалось обсудить в рамках деловой программы фестиваля в формате симпозиума.

Приветственное слово участникам симпозиума протоиерея Леонида Калинина, председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации и члена Патриаршего совета по культуре

Протоиерей Андрей Юревич
Главный архитектор Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви; член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, Союза архитекторов России, Гильдии храмоздателей
Приветственное слово
Мамошин М. А.
Заслуженный архитектор России, академик архитектуры (РАХ, РААСН, МААМ), руководитель ООО «Архитектурная мастерская Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, председатель Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России (СХА САР), председатель Совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов (СЦА СПб СА)
Современное прочтение традиции и канона
Остроумов Д. А.
Архитектор, магистр богословия, руководитель мастерской ООО «Прохрам», член Союза архитекторов России и Беларуси, Гильдии храмоздателей, Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
Община, Церковь, храм, социум. Интеграция сакральных пространств в городскую среду
Яковлев К. В.
Основатель и руководитель архитектурной мастерской Тектоника; профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ); советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН); доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица; зам. председателя Совета по церковной архитектуре СПб СА; член правления Санкт-Петербургского Союза Архитекторов; член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России; член Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Санкт-Петербургской Епархии
Малые архитектурные формы в храмовом пространстве
Борунов Д. А.
Архитектор, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской митрополии, член правления Санкт-Петербургского Союза архитекторов, профессор Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
Храмовое сознание и современный мир
Диакон Роман Муравьев
ГАП, генеральный директор ООО "АРХОНТ", старший преподаватель Санкт-петербургского государственного университета факультетов искусства и геоурбанистика, член Союза архитекторов России, руководитель протокола Межведомственной СПб. по церковной архитектуре, секретарь комиссии по архитектурно-художественным вопросам СПб. епархии, член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
Планировочная структура современного храма в условиях плотной городской застройки
Верди А. В.
Художник-монументалист, член Гильдии храмоздателей
"Вневременное пространство"
Борисенко В. А.
Художник-монументалист, член Гильдии храмоздателей
Художественное убранство современных храмов. Практический опыт
Инсталляция «Образ Света»
Разработана Гильдией храмоздателей, в частности ООО "Мастерские Андрея Анисимова" и ООО "Прохрам".
Руководитель – Анисимов А. А.
Автор концепции, куратор – Остроумов Д. А.


Инсталляция была представлена в пространстве фестиваля "Зодчество"
с 28 по 30 сентября 2022 г.
  • Анисимов А. А.
    Заслуженный архитектор Российской Федерации, действительный член (академик) Международной академии архитектуры и Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Российской академии художеств, советник Академии архитектуры и строительных наук, Член Союза Архитекторов России, Совета по архитектуре Союза архитекторов России и Правления Союза Московских архитекторов, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, соучредитель Гильдии архитекторов и инженеров, соучредитель и председатель Правления Гильдии храмоздателей
  • Остроумов Д. А.
    Архитектор, магистр богословия, руководитель мастерской ООО «Прохрам», член Союза архитекторов России и Беларуси, Гильдии храмоздателей, Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России
Архитектура всегда была священным ремеслом, вмещающим в себя и отражающим высшие архетипы мироздания, культуры, жизнь социума. В ней архитектор старался отразить принципы мироустройства и даже философские категории, из чего и родилась сакральная архитектура, а храм, соединяющий в себе небесное бытие и реалии человеческой культуры, явился ее символом. Столетиями многие философы и мистики искали философский камень, но алхимические поиски и мистические традиции не имеют смысла, если они не приводят к тому золоту, которое отражает Истину и открывает Ее: «Зачем нужна улица, если она не ведет к храму?..» Этот краеугольный камень уже имеется в сакраментальной основе храмовой постройки.

В данной инсталляции соляные кирпичи на белой платформе символизируют материю, которую нужно возделывать, преображать через творчество. Они представлены в виде восходящих к верху ступеней. Остальное пространство – размещенные на зеркальной основе макеты храмов, в которых человек может видеть как свое отражение, так и отражение неба, отражение окружающего пространства, культуры, что, собственно, и призван передавать в своей архитектуре любой храм. На ступенях стоит храм – образ высшего Света, скорее даже архетип храма, выраженный в привычном объеме. Любой храм – сложный символ, основные составляющие которого – символ Человека, символ Космоса и символ Церкви, а также присутствие Бога здесь как преображающего все Абсолюта.

Если подробно рассмотреть материалы экспозиции, то можно выделить основные – соль, лимонное золото (сера), зеркало (ртуть), а также золото на куполе, как высший метафизический мир. Так христианский храм представлен в виде подлинного философского камня, который искали мудрецы. Здесь он найден, и это – Христос. И если соль – это материя, тело, то верхняя ступень, фундамент, основа, в этой концепции представлена как душа, символически показанная в материале лимонного золота или серы. Сам же храм символизирует дух и представлен зеркальным покрытием, или ртутью. Венчается он золотым барабаном с главкой с крестом, как раз и символизирующей Божество, или высший метафизический мир, подлинную онтологию.

Наши проекты всегда стремятся к высшему идеалу, единому архетипу храма, сотворенного Самим Богом, но имеют они различные формы выражения, композицию, ритм, акценты, доминанты, переплетения пространств и архитектонику. Все это и видимый мир вокруг нас – и есть та сфера, где проявляет и выражает себя через творчество архитектора этот высший идеал.
Адрес:
г. Москва, ВК "Гостиный Двор", ул. Ильинка, д.4