Эскизный проект интерьера храма
Покрова Пресвятой Богородицы в Мытищах

Разработка: мастерская «Прохрам» совместно с Гильдией храмоздателей (Мастерские Андрея Анисимова)
Проект: Эскизный проект интерьера храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мытищах
Расположение: г. Мытищи, Россия
Руководители проекта: Дмитрий Остроумов, Андрей Анисимов
Автор идеи: Андрей Анисимов
Художники: Антон Дайнеко, Алеся Петько, Ирина Брель, Артем Саликов
3D-визуализатор: Максим Каноплич
Год: 2022
Одна из главных особенностей проекта — активное использование стекла. Предусмотрено его применение как материала для сени над иконостасом, кивория над престолом, настенных киотов.

В христианском искусстве стекло не является вполне традиционным материалом: стеклянные элементы хрупки, их легко повредить, к тому же стекло стремится доминировать в иерархии материалов и, следовательно, в пространстве храма будет отвлекать внимание молящегося на себя. Тем не менее, наличие стекла в храмовом интерьере имеет не только эстетическое, но и богословское обоснование.

Стекло аккумулирует видимый свет, превращая его в символ Света Невидимого. Тем самым храм воспринимается как врата в иной мир, в светоносное, кристально чистое пространство. Божественная красота, Божественная гармония, благо, любовь — все эти проявления Бога воспринимаются через свет. Интерьер Покровского храма предполагает применение стекла только в значимых смысловых точках, при строгом сохранении главной установки: стекло — это приемник и источник света, это та материя, которая может показать человеку красоту света.
В качестве основы для иконостаса, а также для присутствующих в интерьере колонн выбрана латунь. Предлагается декорировать ее холодными эмалями, чтобы убрать ощущение металла и «растворить» колонны в интерьере. Колонны должны выглядеть не несущими, а как бы «свисающими», создавать впечатление движения сверху вниз, что имеет параллель с образом Покрова.

Покров Божией Матери — метафора материнской любви Царицы Небесной ко всему человечеству, которое Она мистически усыновила по воле Христа Распятого. Сень над иконостасом наглядно раскрывает идею Покрова, а стекло дополняет этот смысл, символизируя женственность, органично сочетающую в себе, с одной стороны, хрупкость, слабость, уязвимость, с другой стороны — силу, прочность, стойкость. Свет, в свою очередь, символизирует мужское начало, семя Логоса, одухотворяющее материю. Задерживаясь в стекле, свет «воплощается» — как воплотился и навсегда стал Человеком Бог, вселившись во утробу Девы. Идея одухотворения материи находит параллель с Благовещением — событием, когда произошло величайшее Таинство: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). Свет и материя соединяются в стекле — хрупком и прочном, прозрачном и чистом. Таким образом, красивый визуальный эффект свидетельствует о реальности Боговоплощения.
Предполагается, что окна будут витражными. Разработаны эскизы витражей с растительными и крестообразными орнаментами.

В конхе апсиды по центру — Этимасия, по сторонам от нее — изображение Сошествия Святого Духа на апостолов, ниже — образы святителей в арках с полуколоннами. Синтрон каменный, горнее место украшено изображением креста в круге. Престол также каменный, под киворием, навершие которого декорировано с использованием стекла разного цвета.

Иконостас представляет собой одноярусную алтарную преграду. Образы Спасителя и Пресвятой Богородицы ростовые. Царские и диаконские врата низкие, изготовленные из латуни. На сени над иконостасом — рельефное изображение причащения Христом апостолов. Декоративные элементы из латуни и цветного стекла выполнены в виде павлинов, которые в христианской традиции символизируют вечную жизнь и бессмертие души. В оформлении сени, а также настенных киотов использованы стеклянные щиты с крестами и надписями «Свят, свят, свят» (см. Ис. 6:3, Откр. 4:8).

На стене над алтарной преградой — образ Покрова Божией Матери, Которой молитвенно предстоят святые. На потолочных сводах символически изображены евангелисты: Матфей (ангел), Марк (лев), Лука (телец) и Иоанн (орел). На стене над входом в храм — образ Успения Пресвятой Богородицы.

В оформлении северной и южной стен присутствуют монохромные изображения персонажей Священной истории и соответствующие тексты Писания.

Разработаны эскизы двух видов настенных киотов — стеклянных и каменных с резьбой. Также разработаны эскизы хороса, дверей, схема рисунков полов.