Проект интерьера нижнего храма в честь
преподобного Илии Муромца

Расположение: д. Покровка, Клинского района, Московской области
Руководители проекта: Дмитрий Остроумов
3D-моделлер: Ульяна Мойсейчик
Архитектор: Мария Королева
Художники: Мария Латышонок, Антон Дайнеко
Год: 2023
Особенности проекта интерьера определяются функциональным предназначением храма (совершение Таинства Крещения) и его посвящением святому преподобному Илии Муромцу.

Илия (Илья) Муромец — былинный герой-богатырь и подвижник веры Христовой, живший, согласно сказаниям, во времена великого князя Владимира Красное Солнышко, Крестителя Руси. Род Рюриковичей, к которому принадлежал князь Владимир, имел скандинавские корни, а эпоха княжения этой династии в Киеве характеризуется сложным переплетением культуры варягов (викингов), культуры славян и культуры византийских греков. Этому содействовало то, что через Русь проходил путь «из варяг в греки» — водный маршрут, по которому из Балтийского моря в Черное шли торговые корабли.

При разработке проекта мы вдохновлялись северными мотивами: орнаментами средневековой Скандинавии и Русского Севера, а также искусством северного модерна (начало ХХ в.), одним из центров которого наряду со Стокгольмом, Ригой и Хельсинки был Санкт-Петербург.

Лейтмотивом интерьера является северная ладья, плывущая по речным волнам. В контексте храма она выступает как символ Церкви — Корабля спасения.

Вместо росписей в храме будут присутствовать иконописные изображения в технике сграффито, предполагающей нанесение на стену нескольких слоев штукатурки разных цветов и их процарапывание по заданному эскизу. Эту технику любили мастера итальянского Возрождения, она повсеместно применялась в Европе в рамках стиля модерн, использовалась отечественными монументалистами ХХ века.
На северной стене храма будет изображено Крещение Господне, на южной — Крещение Руси. В алтаре — Сошествие Святого Духа на апостолов.

Справа от алтарной преграды расположены две колонны. На правой колонне будет изображен стоящий в ладье преподобный Илия Муромец, на левой — равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга, также стоящие в ладье и воздвигающие Крест. Изображения на колоннах будут декорированы орнаментом, отсылающим к мотивам русских сказок и северному модерну.

На потолке в кругах будут располагаться изображения Христа Вседержителя, Пресвятой Богородицы «Знамение» и шестикрылого серафима, выполненные также в технике сграффито.

Различные модификации формы круга, символизирующего совершенство и полноту, присутствуют и в рисунке пола, изображающем стилизованный поток воды, который переплетает пространство.

Алтарная преграда низкая, византийского типа. В оформлении Царских и диаконских врат использован мотив ладьи.

Разработаны эскизы престола, жертвенника, аналоя с киворием, хоросов (большого, среднего и малого), светильников, киотов. Вся утварь выдержана в единой аскетичной северной стилистике.