Храм покрова божией матери в хуторе копанской

Расположение: Хутор Копанской, г. Краснодар, пересечение улиц Центральной и Березовой
Вместимость: 480 человек
Общая площадь застройки: 1104.7м2
Стадия: эскизный проект
Руководитель проекта: Дмитрий Остроумов
Архитекторы: Дмитрий Остроумов, Дмитрий Лысый, Кристина Васина, Мария Тимофеева
Художники, дизайнеры: Ирина Брель, Татьяна Агафонова, Владислава Бригневич
Год: 2023

Проект отмечен наградой «Золотой знак» на конкурсе «Зодчество 2023»
В христианстве не забыта ни одна душа. Церковь с любовью молится обо всех своих чадах — как о живущих на земле, так и о тех, которые уже упокоились в вечности. Под молитвенным Покровом Церкви находятся и воины, отдавшие свою жизнь ради защиты Родины, вне зависимости от того, где пролегали границы этой Родины в определенный исторический момент.

Мемориальный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Краснодаре (хутор Копанской) посвящен увековечению памяти воинов, совершивших ратный подвиг за Родину на различных исторических и географических рубежах Руси. В здании храма будут увековечены имена погибших на поле брани как в древние времена междоусобиц, монголо-татарского ига, в Отечественную войну 1812 года, так и в хронологически более близких к нам войнах XIX-XX веков, Великую Отечественную войну, военных операциях XXI века.

Также храм станет местом, где родные и близкие павших воинов смогут поскорбеть и пролить слезы, помолиться об ушедших. Молитва матерей, близких и родных о сложивших свои головы бойцах призвана стать Покровом как для душ павших воинов, так и для Отечества в целом, защитой от неизбежных бурь, надвигающихся на человечество по попущению Божию, посылаемых Богом исключительно как предупреждение о неверном выборе каждого из нас и человечества в целом.
Храм призван стать местом предотвращения войн, местом согласия Неба и земли. Даже в жестокие времена Ветхого Завета пророк в псалмах возвещал милосердную волю Творца: «Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня! [] О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс. 80: 9,14-15).

Участок проектирования расположен в хуторе Копанском города Краснодара на пересечении улиц Центральной и Берёзовой. Участок имеет спокойный рельеф без значительных перепадов, его центральная часть свободна от растительности, зеленые насаждения располагаются вдоль северной и южной границ. Храм выступает в качестве доминанты района, благодаря плоскому ландшафту местности, ровной линии горизонта и высотному преимуществу проектируемого здания над близлежащей застройкой.

В западной части участка находятся здание действующего домового храма, колокольня и часовня. Здание Покровского храма с мемориальным пространством запроектировано в центральной части участка. Его продольная ось на 35 градусов повернута от востока к югу, параллельно улице Берёзовой, что обусловлено с градостроительной точки зрения и обеспечивает оптимальное использование земельного участка.
Западный, северный и южный фасад здания обрамляет колоннада, которая формирует галерею, расположенную на 2-х уровнях. Данное решение позволяет распределить потоки движения посетителей по периметру объекта и создать промежуточное пространство для пребывания, защищенное от прямых солнечных лучей и осадков.

Главное общественное пространство вдоль северного фасада хорошо просматривается с перекрестка и формирует небольшую храмовую площадь со скульптурными композициями, которая является продолжением мемориального зала, расположенного на первом этаже здания. П-образная открытая галерея храма соединяет «парадные» общественные пространства с севера и запада с камерной площадью между существующим зданием и новым храмом.

Основной въезд на территорию предполагается с ул. Берёзовой, дополнительный — с ул. Центральной, оба въезда ориентированы своей осью на колокольню. Вокруг здания обеспечивается круговой объезд пожарной техники шириной 4.2 м. Парковка для прихожан на 11 машиномест (в т. ч. одно увеличенное для МГН) предусмотрена вдоль ул. Берёзовой, парковка для причта и хозяйственная площадка — в западной части участка. На юге участка расположена существующая детская площадка, также проектом предусмотрена площадка и зона отдыха со стороны Покровского сквера.

Архитектура храма решена аскетично, но в то же время отражает идею монументальности, отсылая к типологии храмов-памятников. Тектоника выстроена по строгой сетке и представляет собой выраженную каркасную структуру. Относительно оси запад-восток храм имеет симметричную композицию. На первом и втором уровнях спроектированы характерные для южных регионов открытые галереи.

Монументальность здания усиливает шлемовидное завершение купола, напоминающее о древнерусских богатырях. Барабан имеет два уровня проемов. Первый уровень — оконные проемы, обеспечивающие попадание света внутрь храма в подкупольное пространство. Второй уровень — открытые арочные проемы верхней части барабана. Там спроектировано размещение мемориального колокола. Через систему связей в него можно будет звонить с уровня земли от входа в храм в особые памятные дни.

Кровля покрыта фальцевым металлом, на куполе свинец. Материал стен — кирпич, цоколь отделан натуральным камнем. Снаружи храм оштукатурен и украшен декоративными элементами из камня (известняк) и резными барельефами. Конха апсиды украшена чередующимися каменными барельефами.

На столбах фасадов — барельефные изображения воинов, прославленных в лике святых (преподобные, великие князья, мученики). Эти святые своей жизнью доказали преданность Богу, верность своей Родине, как Небесной, так и земной. На южном и северном фасадах сверху размещены барельефы святых пророков Илии и Еноха, проповедь которых будет явлена миру в предапокалиптические времена. Также святой пророк Илия считается покровителем воздушно-десантных и космических сил.

Над главным входом — образ Покрова Пресвятой Богородицы. На апсиде размещен большой крест, но в самом кресте — образ Воскресения Христова. Эта композиция напоминает о том, что в каждом подвиге, в котором человек «полагает душу свою за други своя» (Ин. 15: 13), в каждой смерти заложено зерно воскресения, если эта смерть встречена человеком с верой в Бога.
Храм состоит из трех уровней. Этаж, расположенный на уровне земли, предполагает размещение мемориально-музейного пространства. Перекрыт системой циркульных, пологих сводов. К этому пространству примыкает образованная колоннадой открытая галерея, формируя промежуточную зону между оформленным наружным пространством и внутренним объемом музея.

Цокольный этаж запроектирован на отм. 0.000. Доступ обеспечен посредством 2 входов, расположенных на западном и северном фасадах. Притвор, отделяющий западный вход от основного пространства музейного зала, выполняет также роль лифтового холла.

В цокольном этаже, помимо основного зала, находятся: служебная комната священника с собственным санузлом, связанная со вторым уровнем посредством винтовой лестницы, санузлы для общественного пользования, гардероб, подсобное помещение и лифт.

Доступ на второй уровень обеспечен посредством четырех лестниц, ведущих на галерею, соединенную с пространством храма через 3 независимых входа. Основная входная группа, расположенная на центральной оси западного фасада, состоит из тамбура, лифтового холла и гардероба. По фронту от алтарного пространства и апсиды с двух сторон расположены пространства, предназначенные для размещения жертвенника и диаконника.

Закрытые пространства, примыкающие к алтарю, представляют собой отдельные помещения — пономарки. Алтарь приподнят от основного уровня пола на три ступени по 150 мм.

Все 3 уровня объекта соединены посредством лестничной клетки в теплом контуре здания. Лестница предназначена как для перемещений, так и для эвакуации из здания в случае необходимости.

Во время разработки проекта были учтены типологические решения, характерные для данной местности ввиду ее климатических особенностей.
Внутреннее пространство верхнего храма будет светлым, с невысокой алтарной преградой и большим образом Покрова Пресвятой Богородицы в апсиде. Проект подразумевает использование в оформлении храма имен воинов, «положивших души за други своя», за свою Родину в различные исторические периоды. Ведь имя — это память о конкретном человеке. Имена будут увековечены на стенах, в том числе на больших несущих арках; на платах символического Покрова, который будет идти по стенам храма, а также на обходных открытых галереях.
Нижний храм представляет собой мемориальное пространство. Одним из характерных типов захоронений данного региона являлись курганы, мотив которых нашел свое отражение на первом уровне храмового комплекса, посредством поднятого на всю высоту уровня каменного цоколя. Проемы в интерьере расположены непосредственно под линией сводов, создавая впечатление пространства, расположенного ниже уровня земли. Пространство будет разделено на сакральное (в восточной части) и экспозиционное (в боковых и западной частях).

В восточной части будет расположена низкая алтарная преграда по подобию устройства походных полевых храмов. По центру храма спроектирована установка большого креста-голгофы в память о почивших воинах. Справа и слева от алтаря будут установлены два аналоя с поминальными книгами — о здравии и об упокоении. В книге о здравии будут записаны воины, вернувшиеся с войны живыми, но так или иначе пострадавшие, а также мирные жители. В книге об упокоении — почившие солдаты.

Также на этом уровне будет разработана большая экспозиция, рассказывающая о доблести и героизме защитников Отечества, об их идеалах, об истории войн, о том, за какие духовные, общественные ценности Отечества велись эти войны. Отдельно будут показаны избранные исторические личности.
Само устройство и убранство храма также призвано явить людям идею трагичности войны, раскрыть мысль о том, что война — это горе, это страдания и смерть там, где должна быть жизнь. И это не цель жизни человека, а крайний, но и порой неизбежный выход, в котором и воины, и мирные люди являются жертвами. Война — своего рода испытание души человека, где каждый так или иначе может стать перед выбором: сохранить свою жизнь и погубить свою душу или, наоборот, — сохранить свою душу, потеряв свою жизнь.

Война должна, прежде всего, происходить на духовном Пути человека, в его сердце, в невидимой брани со страстями, грехом и иллюзией мира, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). И именно это — та война, которая помогает подлинной духовной манифестации и духовному становлению, вслед за которым идет освобождение. Именно к такой духовной войне призван каждый идущий путем спасения. Внешняя форма, трагедия народных войн — попущение, чтобы человек совсем не погряз в своих иллюзиях, не расслаблялся, погружаясь в мирские ценности, и вернулся к своему призванию — мирной жизни, возделыванию и преображению материи через труд и творчество и к своей внутренней работе — брани на поле своего собственного сердца и ума.

На заре нашей человеческой эпохи, сразу после потопа, Бог заключил Завет с патриархом Ноем и его тремя сыновьями. В Писании сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9: 1). Пресвятая Троица ожидает от нас истинно братского взаимопонимания на планете Земля, ведь, по сути, всё человечество состоит из генетических братьев и сестер. Бог вынужден, исходя из нашего неверного выбора, и подверженности демоническим силам, позволять совершаться войнам и иным катаклизмам. Апостол Павел Духом Святым возвещает нам истинную волю Бога: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: […] итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17: 26-27; 30-31).
Помня о защите земного Отечества, о защите Церкви, мы не имеем права забыть о Небесном Отечестве, о Царствии Божием, о высшей, подлинной и Абсолютной Родине. Наши древние святые все в один голос утверждали, что войны и природные катаклизмы — это исключительно результат отсутствия человеческого покаяния, изменения к лучшему, последствие расслабленности и потери добродетели. Если мы скатываемся к ветхозаветным заповедям: «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24: 20), то это наше удаление от Христа. Следуя таким принципам, мы не останавливаем зло, а плодим его, хотя это часто и справедливо по-человечески. Прямое противостояние лишь умножает раздор и усиливает брань. Спаситель говорит об ином отношении к озлобленным собратьям: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45). Безусловно, такое отношение к врагам есть степень святости, но человек призван именно к этому, оставаясь строгим к себе, будучи воином духа на поле своего сердца. Наша удаленность от Бога, от Духа Истины, становится почвой к явлению трагических войн, сеющих неизмеримые страдания для всех.

Память о погибших воинах, явленная в этом храме, призвана стать для человека поводом для сугубого покаяния перед Спасителем, Который всё еще ожидает от нас проявления любви не только к ближним, но и к врагам. Также она призвана напомнить о подлинной духовной брани, о духовном Пути, потерянном за мишурой денег, облачений и украшательства земного бытия. Именно поэтому мы делаем этот храм в меру аскетичным и строгим. Пусть молитвенная память о павших защитниках земного Отечества и о всём множестве умерших людей, ставших жертвами войны, а иногда и просто бездумно погибших на полях сражения, будучи жертвами геополитических игр, будет напоминанием всем об Отечестве высшем, о Царствии Небесном, к Которому призван человек, где он сможет утолить печаль разлуки с родными и близкими и где человеческие души обретают подлинный покой и истинную жизнь с Богом.

Сила и цель многих войн, в которых участвовала Россия, в совершении доброго дела: защите духовных и нравственных ориентиров, предотвращении причинения вреда другим, утверждении мира там, где был конфликт или несправедливость, сохранении идентификации культуры, народа, противодействии однополярной гегемонии с навязываемыми богоборческими ценностями, сохранении суверенитета стран, традиций. Но не всегда всё происходит ровно и гладко и цели могут быть потеряны за видимой трагедией средств, которыми они достигаются.

Конечно, идеализация войн невозможна и всегда присутствуют искажения высоких целей, однако именно эти цели позиционируются как основные. В подкрепление этой концепции будут приведены цитаты о мире и войне, Верности Отечеству, традиционных ценностях, принадлежащие великим русским полководцам, святым, принимавшим участие в боях либо служившим полковыми священниками русской армии, церковным иерархам, старцам и других духовным личностям, прошедшим лагеря и войны. Также будут размещены высказывания правителей древней Руси и современной России — от великих князей, Царственных особ до современных руководителей, в частности об отношении к войнам, о стремлении сохранить традиционный мир и о тех усилиях, которые для этого приходится предпринимать. Будут приведены и выдержки из Священного Писания об отношении к войнам.

Работа над концепцией экспозиции мемориального пространства уже ведется. Это будет посвящение воинскому подвигу и тем идеалам нашего Отечества, которые приходится отстаивать на исторических рубежах. Экспозиция отразит миротворческую миссию и покажет не всегда очевидные взаимосвязи происходящих политических процессов и войн в рамках этой миссии. Также будет показана поддержка Россией других стран, таких как Сербия, Болгария, Сирия и др. в их конфликтах. Отдельно будет акцентировано внимание на почивших солдатах, так как храм является местом памяти о них. Будут проведены параллели с теми из святых, кто мужественно проходил сложные для своей страны периоды и участвовал в боевых действиях, демонстрируя при этом идеал героизма, чести, мужества, благородства, нравственности и любви.

Русский народ на всём протяжении своей истории стремился хранить наследие своих отцов, отстаивать свои ценности, защищать родную землю, что является также святым долгом каждого воина. Русский воин-христианин берет оружие не для того, чтобы убивать, а для того, чтобы защитить беззащитных. Он идет умирать ради жизни других, по слову Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Во все времена Святая Церковь высоко чтила воинский подвиг, потому так много святых среди воинов.
«И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9: 52-56).

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10: 34-37).

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

«Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14: 31-33).

«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24: 6-10).

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14: 9-10).

«Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13: 10).

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26: 51-54).

«И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие []. [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18: 22-24; 32-33).

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему []. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Прит. 3: 11-12; 29-34).

«Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю» (Прит. 8: 12-21).

«Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду» (Прит. 21: 7).

«Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Прит. 24: 16-18).