Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Предпроектные проработки включает в себя концепцию реконструкции храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Минске, расположенного на пересечении улиц Орловской и Карастояновой, и эскизный проект двухэтажного причтового дома на том же участке. Главной задачей реконструкции храма являлось увеличение его площади, в частности, зоны для молящихся и алтаря, поэтому использованы архитектурные решения характерные для данного здания и традиционные для храмового зодчества в целом. Причтовый дом составляет единый комплекс с храмом, имеет черты неорусского и исторического стилей.
Визуализация, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших
Проект: Храм в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"
Расположение: Минск, Беларусь
Вместимость: 160 человек
Общая площадь зданий: 558 м²
Стадия: предпроектные проработки
Год: 2019
Реконструируемый храм находится в окружении живописной парковой зоны. Главные входные ворота на территорию на юго-западе участка фланкированы двумя одноэтажными зданиями киосков с мемориальными табличками. В восточной части участка располагается кованная металлическая звонница. Ввиду необходимости соблюдения пожарного проезда вокруг храма, проект предусматривает ее перенос на 3 м. Въезд на территорию храма осуществляется с улицы Карастояновой, с севера. В северной же части участка находится отделенная забором от мест общего пользования хозяйственная зона с временными сооружениями, на месте которой запроектировано здание причтового дома. Проектные решения не требуют переноса существующих подземных инженерных сетей.
Существующая ситуация:
Здание храма октогональное в плане с пристроенными с четырех сторон прямоугольными объёмами алтаря, лестничной клетки и двух тамбуров имеет шатровое завершение, украшенное кокошниками, и венчается световой главой с «луковичным» куполом и крестом. Закомары кокошников имеют килевидные завершения на всех ярусах, кроме верхнего. Килеведную кровлю также получили пристроенные объёмы. Внутри основного объёма над входом расположены хоры, в подвальном этаже находятся административные и бытовые помещения.

По проекту реконструкции стены первого уровня достраиваются таким образом, что в плане здание приобретает форму квадрата с выступающей с востока пятигранной апсидой и перекрывается скатными кровлями в уровень с существующими кровлями прямоугольных объёмов, и только кровля алтарной апсиды возвышается над объёмами притвора и боковых галерей. Арочные окна в новых стенах шире существующих, обрамлены декоративными колонками и имеют закомарные килевидные завершения. На алтарной апсиде с наружной стороны в нише размещён барельеф.

Пристроенные «углы квадрата» с западной стороны функционально соединены с центральным объёмом храма большими арочными проёмами и составляют единую зону для молящихся. Аналогичные объёмы с восточной стороны включают в себя помещения пономарки, ризницы и двух входных тамбуров. Проёмы двух восточных существующих стен октогона справа и слева от солеи расширяются до дверей и становятся южными и северными вратами алтаря.
Причтовый дом с трапезным храмом запроектирован двухэтажным с подвальным этажом. Здание прямоугольное в плане с пристроенным объёмом алтаря с восточной стороны, четырехскатной кровлей и «луковичной» главкой. В двух уровнях здание опоясывают декоративные орнаментальные пояса. Арочные окна трапезного храма и вестибюля имеют витражное остекление и наличники. Декоративное кованное ограждение вдоль конька украшает кровлю здания. На восточной стене алтаря расположена ниша с мозаичным изображением Спаса Нерукотворного. Главный вход с крыльцом, перекрытым килевидной кровлей, расположен с юга. Дополнительный вход, оснащённый подъёмником для МГН, предусмотрен с северо-восточной стороны здания. Вертикальные коммуникации между этажами осуществляются по лестнице, расположенной с западного торца здания. Две дополнительные наружные лестницы в подвальный этаж расположены вдоль продольных наружных стен и имеют козырьки.

В подвальном этаже здания находятся санузлы для прихожан, технические помещения и мастерские. На первом уровне располагается трапезный храм с солеёй и алтарём, помещениями кухонного блока и санузлами для сотрудников. Трапезная разделена на две части мобильными перегородками, и та её часть, которая примыкает к алтарю, имеет второй свет и сводчатый потолок. На втором этаже запроектированы кабинеты, класс воскресной школы и комната отдыха с библиотекой, а также санузел для священнослужителей.
Основные строительным материалы, предусмотренные как для реконструкции храма, так и для возведения причтового дома — это кирпич для наружных стен, наружная отделка натуральным камнем в уровне цоколя и штукатурные фасады с использованием декоративных элементов из фибробетона и (или) натурального камня. Кровельное покрытие — фальцевая сталь, окрашенная в темно-серый цвет.

Проект выполнен в соответствии с основными архитектурно-строительными нормативными актами и в русле традиции храмового зодчества Православной Церкви.
аксонометрия, приходской дом, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших, православный храм проект, проект православного храма, храмовая архитектура, современные проекты православных храмов, проект приходского дома
аксонометрия, приходской дом, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших, православный храм проект, проект православного храма, храмовая архитектура, современные проекты православных храмов, проект приходского дома
аксонометрия, приходской дом, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших, православный храм проект, проект православного храма, храмовая архитектура, современные проекты православных храмов, проект приходского дома
аксонометрия, приходской дом, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших, православный храм проект, проект православного храма, храмовая архитектура, современные проекты православных храмов, проект приходского дома
аксонометрия, приходской дом, храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших, православный храм проект, проект православного храма, храмовая архитектура, современные проекты православных храмов, проект приходского дома
Руководитель проекта: Дмитрий Остроумов
Архитектор: Полина Аскарова