Эскизный проект храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского с причтовым домом

Проект: Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского с причтовым домом
Расположение: г. Вологда, Россия
Вместимость храма: 310 человек
Общая площадь застройки зданий: 1024 м²
Стадия: эскизный проект
Руководитель проекта: Дмитрий Остроумов
Архитекторы: Полина Аскарова, Кристина Васина
Проектировщик: ООО «Прохрам»
Год: 2023

Проект отмечен дипломом Союза архитекторов России на конкурсе «Зодчество 2023»
Перед нами, как архитекторами, стояла задача запроектировать храм на 250 прихожан с причтовым домом для духовно-просветительской миссии. В связи с посвящением храма святителю Спиридону Тримифунтскому, особым пожеланием Заказчика было обращение к византийскому стилю в архитектуре, что должно было подчеркнуть связь нового храма с местами земной жизни святителя. В то же время мы основывались на убеждении, что архитектура храма как составляющая часть церковной миссии с одной стороны, должна сохранять преемственность традиции, а с другой стороны, что здание всегда воспринимается в контексте, и для здания храма контекст простирается за пределы квартала его земельного участка на культурную и архитектурную среду города. Таким образом, создание такой архитектуры, которая бы отражала местную многовековую традицию православного зодчества, но при этом отсылала и к византийскому наследию, стало ключевой задачей проекта.
Участок проектирования расположен в новом микрорайоне Вологды за пределами окружной дороги вдоль улицы Возрождения. С восточной стороны участка расположены жилые дома, с севера территория трехэтажного детского сада, с запада – свободный участок будущего сквера. Участок проектирования вместе со сквером формируют центральное зеленое ядро микрорайона. Общая проблематика масштаба в архитектуре стала существенным фактором, требующим осмысления и в данном проекте.

Основную ткань микрорайона составляет жилая застройка многоподъездными 10-этажными домами, образующая полузамкнутые прямоугольные внутренние дворы. Очевидно, что реализовать традиционное масштабное доминирование храма над окружающей жилой застройкой не представляется возможным. В этой связи особенно важным представлялось интегрировать проектируемые здания в зеленую зону и создать единый композиционный ансамбль, сомасштабной человеку комфортной среды. Таким образом, проектное предложение расширилось с Храмовой территории на весь сквер.

С западной части, выходящей на перекресток, сформирована открытая площадь с сухим фонтаном, качелями и уличной мебелью. Просторная пешеходная зона располагает к проведению сезонных и рождественских ярмарок, локальных массовых мероприятий, досуга жителей разных возрастов. За площадью начинается собственно зеленая зона сквера с центральной главной аллеей, на которую «нанизаны» детские площадки и зоны отдыха.

По периметру сквера предусмотрена дорожка для бега с прорезиненным покрытием, которую предлагается продлить на пешеходный бульвар, перпендикулярный улице Возрождения. Беговая дорожка соединяет три спортивные площадки: для воркаута, настольного тенниса и шахмат. С центральной аллеи храма открывается перспектива на храм Спиридона Тримифунтского, который расположен на оси аллеи, но с поворотом в 45 градусов. При таком позиционировании здания сохраняется ориентация алтарной апсиды на восток, а также прочитывается и символический подтекст: как в православном предании духовное противопоставляется мирскому, так и здание храма не стоит в ряду прочих зданий вдоль красных линий, а своим поворотом задает альтернативное направление. Эту же логику поддерживает и расположение причтового дома — в сетке квартала, вдоль проезда у северо-восточной границы участка.
Проанализировав памятники Вологды, команда архитекторов вычленила ряд характерных черт, некоторые из которых было решено реализовать в проектном решении: тип формообразования «сложение» — когда главный объем формируется из последовательно расположенных нескольких объемов; простая, легко читаемая форма объемов; четырехскатные кровли небольшого уклона; ритмичность фасада; аскетичность наружного декора.

В качестве прототипа объемно-пространственной композиции был выбран нереализованный конкурсный проект храма при детской больнице в Санкт-Петербурге архитекторов В. А. Покровского и О. Р. Мунца (1903 г). Характерными византийскими чертами проекта стали плоский купол, трехчастные окна, полуциркульное завершение четверика, колоннады внутри и снаружи здания и теплая цветовая гамма наружной отделки. Объемно-пространственную схему храма можно упрощенно описать как высокий четверик, окруженный двухярусными П-образными хорами с примыкающими притвором и алтарной апсидой. Планировочно храм состоит из молельного зала, расположенного в подкупольном пространстве, а также в южной и северной галереях, притвора с гардеробом и лестницей на хоры и алтаря с ризницей, пономаркой и второй винтовой лестницей на хоры.
На втором уровне помимо открытых в пространство храма хоров предусмотрены два кабинета и лестница на колокольню. Внутренний диаметр купола составляет 7 метров и включает в себя 8 световых проемов. Световые проемы в барабане и четверике обеспечат большое количество света во внутреннем пространстве храма. Купол с парусами опирается на четверик, стоящий на четырех столбах с подпружными арками. С трех сторон столбы соединены аркадами, поддерживающими перекрытия хоров. Алтарь перекрыт полуциркульным сводом. Необычным решением стала двухъярусная алтарная апсида переменного диаметра, конха с оконными проемами, под углом врезающимися в перекрытие.

Из храма предусмотрено два выхода, доступ МГН осуществляется через пандус во входной галерее. Перекрытия под хорами – кессонные потолки. В южной галерее установлен крест-голгофа. Снаружи объем храма, галереи и колокольни перекрыт скатными свинцовыми кровлями, подходящими к четверику, на котором стоит пологий ступенчатый купол. Храм отделан штукатуркой с каменной крошкой светло-бежевого оттенка. Полоса из плинфы, идущая по второму уровню и декоративные элементы на четверике, резные барельефы, каменные молдинги, колонны и каменные накладки на окна – детали, характерные для византийской архитектуры. В нише на апсиде размещен поклонный крест.
Здание причтового дома имеет характерную для исторической архитектуры симметричную композицию, но в целом его архитектура современна. Здание двухэтажное, главный фасад, обращен на внутреннюю площадь и сквер, вдоль всего главного фасада проходит открытая галерея с аркадой. Основная функция — духовнопросветительская, что и обусловило планировочную структуру дома причта: смысловым и объемным ядром здания является многофункциональный зал для проведения мероприятий, трапез, выставок и концертов. Для удобства повседневного использования зала предусмотрена мобильная перегородка, которая разделяет его на две неравные части, одна из которых — трапезная для сотрудников прихода, вторая и большая часть может использоваться для репетиций, занятий, небольших мероприятий. Вход в зал осуществляется из просторного светлого вестибюля с гардеробом, комнатой охраны, санузлами.

Со стороны улицы Возрождения расположен вход в церковный магазин и кафе, при кафе предусмотрена комната матери и ребенка. С противоположного торца здания входы в санузлы для прихожан и инженерные помещения. На второй этаж здания ведет одна лестница, имеющая собственный эвакуационный выход. На втором этаже расположен блок административных помещений с собственным санузлом, мастерские, классы, детская игровая. Эскизный проект выполнен в соответствии с основными архитектурно-строительными нормативными актами с учетом богослужебных особенностей и функциональных потребностей прихода.
Альтернативный вариант: